Дети в детдомах

Почему эта группа уязвима?

  • Сниженный иммунитет на фоне перманентного стресса.

    Дети в организациях для детей-сирот почти всегда со сниженным иммунитетом на фоне стресса, поэтому они конечно же в зоне риска.

Какие риски появились у группы во время пандемии?

  • Сокращение числа сотрудников в 2—3 раза отражается на качестве воспитательного процесса и возможностях обеспечения контроля.
  • Значительно ограничен доступ детей к уходу, поддержке, общению.
  • Лишение психологической поддержки, риск роста насилия.

    Из детских домов выкинули практически всех, кого считают «роскошью», — психологов. Т.е. дети оказались изолированы, без контакта с привычным кругом. При этом у них забирают психологов, которые могли бы помочь. <…> Они остались в ситуации заброшенности, снижения качества ухода, непонимания того, почему больше никто с тобой не общается, риска насилия, безусловно. И он там взрывным образом будет расти — насилие, прежде всего, не столько со стороны персонала, сколько между собой. А теперь там нет ни глаз, которые за этим будут следить, ни дополнительных рук, которые могут помочь. Дети, представьте себе подростков, часто с девиантным поведением, которым запретили куда-либо ходить, какие-либо мероприятия проводить, с кем-либо из друзей или волонтеров общаться. Т.е. представить себе, куда выйдет их агрессия, их энергия внутри этого учреждения в ситуации закрытости, страшно.

  • Значительно повышается уровень стресса у детей вследствие изоляции и лишения общения с родными, друзьями.
  • Даже с учетом сокращения числа посетителей (персонала, волонтеров, родственников), эпидемиологические риски велики.

    Единственное, что сделали сегодня, — это запретили приход всех других организаций внешних: волонтерских, общественных, религиозных, которые раньше туда приходили.

  • Коллективное использование инфраструктуры (столовых, душевых, туалетов, игровых, комнат отдыха и т.п.) также повышает эпидемиологические риски

    Кроме Московских, детские дома не успели еще перейти [на работу] по новому постановлению № 481. По новому законодательству в отношении детских домов они должны были все разделиться на группы не более 6 или 8 человек, которые изолированы друг от друга. И это некое спасение для этих учреждений. Но остались учреждения «коридорного типа», где один душ на двадцать-тридцать детей. Остались учреждения, где продолжают есть в столовых на 100—200 человек из одной и той же посуды.

  • Отсутствие информации о происходящем в частных приютах во время карантина.

    Есть еще негосударственные православные приюты. Вообще непонятно, что там происходит.

Как государство может помочь?

1. Разгрузка государственных учреждений закрытого типа. Обеспечение постоянного семейного устройства детей, несмотря на карантин и другие ограничительные меры.

2. Соблюдение принципа открытости и подотчетности обществу в отношении ситуации с заболеваемостью, рисков заражения и мер, принимаемых против распространения коронавирусной инфекции:

  • ежедневная публикация актуальной информации по каждому учреждению;
  • своевременные ответы на запросы граждан и организаций.

3. Снижение бюрократической нагрузки (отчетов по формальным мероприятиям) или усовершенствование системы отчетности в пользу более гибких инструментов;

Что может сделать государство: организовать включение наставников, волонтеров; сделать так, чтобы детские дома шли на это взаимодействие; чтобы у волонтёров и наставников было меньше тревоги.

4. Обеспечение эпидемиологической безопасности (средства индивидуальной защиты, меры предосторожности) сотрудников

5. Обеспечение материальной поддержки сотрудников — рост зарплат

6. Обеспечение школьников компьютерами и необходимым софтом для дистанционного обучения.

Дети ходили в обычные школы, сейчас их перевели резко на дистанционное обучение, а у них там компьютерный класс из 10 компьютеров на 100 человек, например. Они по очереди им пользуются.

Как общество может помочь?

1. Требование отсутствия ограничений семейного устройства в связи с карантином.

2. Волонтерская помощь.

3. Психологическая поддержка: поддержка со стороны профессионального сообщества приемных родителей для семей, принимающих детей (сопровождение).

4. Обеспечение питанием и другими необходимыми предметами: поддержка со стороны профессионального сообщества приемных родителей для семей, принимающих детей.

Как государство и общество могут помочь совместно?

1. Разгрузка государственных учреждений закрытого типа, семейное устройство детей:

  • срочный массовый рекрутинг семей (из числа желающих, в т.ч. волонтеров) для временного семейного устройства детей в возрасте до 18 лет.

Для детей сейчас нужно запустить массовый рекрутинг временных приемных семей, например на полгода, и за это время перестроить систему группового ухода на малокомплектную

  • временное устройство детей в семьи сотрудников учреждений.

(…) взяли и раздали всех детей на время по семьям воспитателей. Они всех детей вместе с воспитателями отправили на дом. И воспитатели, соответственно, не теряют зарплату и числятся, как и были, сотрудниками учреждения. И дети у них во временной форме устройства, которая позволяет на полгода без оформления всех документов, без школы приемных родителей на время ребенка взять. Т.е. сейчас законодательство это позволяет нам сделать. Этому примеру, насколько я знаю, пока не последовал никто. Можно было бы начать хотя бы с такого. Но здесь нужно сразу включать элемент контроля и сопровождения, чтобы не оказалось, что дети внутри этих семей, например, становятся жертвами насилия.

  • сопровождаемое проживание с детьми старшего возраста — выпускниками детских домов, относящихся к группе нуждающихся в регулярной заботе.

2. Психологическая поддержка:

  • обеспечение эффективной коммуникации между работниками психологической помощи и детьми.

Нужна формальная помощь, государство обеспечивает доступ к ресурсам связи, чтобы дети учились и получали услуги узких специалистов.

  • психологическая поддержка для сотрудников.

3. Обеспечение удаленной интерактивной коммуникации (видео-/голосовой/телефонной связи) с близкими, волонтерами, правозащитниками.

Организовывать процесс взаимодействия поддержки специалистов, воспитателей, которые остались в детском доме, и одновременно работы с детьми, которые остались в этих детских домах. Этот процесс обязательно должен сохраниться и после карантина. И очень важно, чтоб этим занимались специалисты, которые понимают специфику детских домов, специфику детей, которые там проживают.

4. Психологическая поддержка:

  • онлайн-сопровождение психологических служб для детей.

    [Психологи] должны быть включены в онлайн-сопровождение, если они не внутри организации. Если они внутри организации, то …меняется режим индивидуальных и групповых консультаций

  • включение профессионального психологического сообщества в процесс сопровождения детей, семей и специалистов.

    Должна быть супервизия специалистов, реальная помощь, при необходимости консультирование силами других экспертов.

5. Профилактика эмоционального выгорания специалистов, помощь профессионального сообщества.

Основная проблема специалистов детских домов — это эмоциональное выгорание. Во время карантина идет очередной виток выгорания. …Когда начинаешь общаться с человеком, становится очевидным чувство страха, чувство неуверенности, чувство беспомощности, с которыми очень сложно справляться в одиночку.

6. Выработка конкретного механизма возврата детей из временно замещающих семей в учреждения, учитывающего психологические риски детей.

[Очень сложно будет] совершить не столько переход «туда», сколько переход «обратно». Это надо продумывать в процессе устройства детей или пожилых людей за пределы организации. Каждый раз, когда делаешь такие действия, они должны быть осознаны и проговорены с ребенком. Нужно видеть весь процесс.

7. Активизация имеющихся ресурсов: институт наставничества, волонтерских движений.

Я не представляю как сейчас можно включить общество в физическое «забирание детей». Для меня проще продумать процесс организации имеющегося ресурса в сообществах замещающих семей, специалистов.

Помогите нам — примите участие в мониторинге мер, облегчающих положение особо уязвимых групп

Подпишитесь под открытым письмом Общероссийского гражданского форума к властям