Люди с психической или ментальной инвалидностью

Почему эта группа уязвима?

Взрослые и дети, обладающие физическими, ментальными и/или психическими нарушениями, которые проживают самостоятельно или находятся на попечении своих родственников или опекунов, т.е. не являются постояльцами закрытых лечебных учреждений.

Какие риски появились у группы во время пандемии?

  • Соблюдение режима карантина особенно затруднительно в семьях с одним родителем (опекуном) из-за того, что такие семьи не объявлены в рамках пандемии как особо нуждающиеся, из-за чего родителю или опекуну приходится подвергать себя и опекаемого риску заражения ради покупки продуктов и лекарств.

    Тебе приносят продукты, если тебе больше 65 [лет]. А если у тебя ребенок с психическими нарушениями, как ты выйдешь за продуктами? Ты же не можешь его одного оставить и с собой взять не можешь, а если вы вдвоем живете?

  • Люди с инвалидностью оказываются в риске неполучения своевременной медицинской помощи, поскольку выбирают не обращаться в поликлинику из-за риска заражения.
  • Госпитализация ребенка или взрослого с инвалидностью невозможна без сопровождения родителя или опекуна, при этом протоколы таких госпитализаций в случае ОРВИ не описаны.

    Никто там [в больнице, в инфекционном отделении] не будет заниматься [специфическим] уходом за инвалидом, мы это понимаем совершенно отчетливо.

  • Госпитализация родителя или опекуна в случае подозрения на коронавирус невозможна, потому что дети и взрослые с инвалидностью зачастую не могут обслуживать себя самостоятельно, соответственно, оставить их одних в квартире невозможно.
  • Для большинства взрослых и детей с инвалидностью нарушение привычного режима прогулок связано с большим стрессом, а отмена развивающих занятий — с риском отката в развитии. Кроме того, люди с ментальной и психической инвалидностью особенно подвержены тревоге в связи с коронавирусом и нуждаются в профессиональной психологической помощи.

    Есть проблемы с тем, что психически больные люди переживают очень сильно ситуацию, нервничают и не могут справиться без посторонней помощи. <…> Для наших детей, особенно с расстройством психического спектра, самое страшное — это потеря стереотипов. Вот у него был стереотип, он ходил заниматься, у него были уроки, и были в каком-то режиме, вечером у него были другие занятия, потом у него был клуб, потом у него был какой-то досуг. Как сейчас ему сохранить, вот эту картину мира, чтобы он вообще не аутизировался обратно? Довольно сложно.

  • Организация развивающих занятий в дистанционном формате часто сопряжена с техническими сложностями.

    Они [родители] должны организовать этот компьютерный мост. И там [в семье] очень часто бывают соревнования за компьютер, кому нужен компьютер: папе для работы или нашему молодому человеку, у которого сейчас занятия.

Как государство может помочь?

1. Расширение программ работы социальных служб на данную категорию (семьи с детьми и взрослыми с инвалидностью).
2. Обеспечение адекватной медицинской помощи:

  • обеспечение качественной медицинской помощи для семей с детьми и взрослыми с инвалидностью на дому, в т.ч. выездная диагностика на коронавирус;
  • разработка протоколов совместной с родителями и опекунами госпитализации взрослых и детей с инвалидностью.
  • разработка протоколов действий при необходимости госпитализации родителей и опекунов детей и взрослых с инвалидностью, которая должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить людям с инвалидностью сопровождение и нахождение в комфортной привычной обстановке.

Как общество может помочь?

Следование принципам добрососедства. Поддержка семей с ребенком или взрослым с инвалидностью, например, путем покупки и доставки на дом продуктов и лекарств.

Как государство и общество могут помочь совместно?

1. Обеспечение питанием и другими необходимыми предметами. Обеспечение перманентного снабжения продуктами, средствами гигиены и необходимыми предметами семей, где есть люди с инвалидностью.

2. Обеспечение медикаментами.

3. Психологическая поддержка. Развитие альтернативных способов психологической помощи людям с инвалидностью, а также проведения дистанционных развивающих занятий.

4. Поддержка НКО, в т.ч. финансовая.

Вот я разговаривала с руководителями [тренировочной] квартиры, у них обычно живет 12—13 человек, и понятно, что они [сотрудники] с ними круглосуточно заняты. У них у всех [у жильцов] у кого работа, у кого учеба, у кого досуг, все куда-то ездят, и [нужно] организовать им жизнь дома, и достаточно хорошую социальную жизнь. Но сейчас у них уже больше 40 человек. То есть, все те, кто когда-то был, они все вынырнули, занятости нету, [им] непонятно, что делать, и невозможно этим людям отказать. И вот эти ребята присоединяются, присоединяются. А при этом какие-то дополнительные деньги за это никто никому не даст. <…> [При этом государство] сильно срезало деньги для НКО.

5. Информирование о коронавирусной инфекции и мерах предосторожности. Использование горячих телефонных линий, в т.ч. горячей линии Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ), для сбора информации о нуждающихся в помощи семьях, где есть люди с инвалидностью.

Что делать представителям группы?

1. Использование горячих линий, в т.ч. горячей линии ВОРДИ, для передачи сведений об имеющихся трудностях в семьях, где есть люди с инвалидностью.

Помогите нам — примите участие в мониторинге мер, облегчающих положение особо уязвимых групп

Подпишитесь под открытым письмом Общероссийского гражданского форума к властям