Пожилые люди без онлайн-навыков

Почему эта группа уязвима?

  • В группу входят пожилые люди, не имеющие навыков в получении сервисов онлайн и имеющие потребности, не закрытые соцработником даже при его наличии. Из-за требований самоизоляции, сиделки, чаще всего работающие неофициально, не имеют формальных оснований посещать своих подопечных. Родственники тоже ограничены в перемещении. Волонтеры и социальные службы отвлечены на решение других задач, возникших в связи с пандемией.

Какие риски появились у группы во время пандемии?

  • Проблема поиска информации о том, куда обращаться за помощью, даже при минимальной цифровой грамотности («Что искать в Интернете?»).
  • Обострение проблема разнообразия (ассортимента) занятости пожилых людей в режиме самоизоляции.
  • Отсутствие обратной связи с представителями группы — сложности в определении конкретных актуальных нужд.
  • Неориентированная на пользователя старшего поколения банковская система порождает риск экономической депривации ввиду отсутствия навыков/ресурсов для виртуальной социализации представителей этой группы.
  • Интенсификация обращений в социальные службы за помощью (по горячей телефонной линии).

Как государство может помочь?

1. Информационная кампания по ТВ-каналам с контактами служб взаимопомощи.

2. Информационное разнообразие для снижения психологического давления на представителей соцгруппы.

3. Разработка системы обеспечения пожилых людей услугами сиделок в режиме карантина.

4. Прием сообщений от широкого круга лиц (помимо непосредственного адресата помощи и его родственников) о людях, не получающих должную заботу.

5. Имплементация мер снижения риска развития эпидемии. Регулирование времени посещения магазинов пожилыми людьми в период карантина.

Выделить час времени утром в супермаркетах, чтобы туда могли прийти пожилые, и там больше никого не будет. Объявить, что с восьми до девяти мы ждем в магазинах только пожилых людей. И так же банки. Они могут выделить это время, чтобы разделить потоки.

6. Обеспечение альтернативных форматов доступа к денежным средствам.

Решить вопрос с открытием филиалов банков. Сейчас вот Сбербанки открылись…по-моему чуть ли не все открылись по городу…Может быть, продумать: у кого сберкнижка, тот не может карточками пользоваться, но им, [возможно, нужно] приносить деньги.

7. Обеспечение общественного транспорта с пониженным эпидемиологическим риском.

С общественным транспортом [решить вопрос], по каким-нибудь часам чтобы автобус для бабушек ходил. Опять же, чтобы пересечений [с другими соцгруппами] не было.

Как общество может помочь?

1. Следование принципам добрососедства:

  • выработка добрососедских отношений для мониторинга потребностей пожилых людей в районах;
  • оперативное сообщение о людях, не получающих должную заботу, в органы соц. защиты и НКО.

2. Обеспечение удаленной интерактивной коммуникации (видео-/голосовой/телефонной связи) с близкими, волонтерами, правозащитниками.

Раньше у нас были встречи еженедельные с бабушками и с дедушками. Мы сейчас организовали аудиочат: из дома звонишь по определенному номеру, попадаешь в общее пространство, где все говорят со всеми. Есть ведущий, она рассказывает что-то, потом может кому-то вопрос задать, тот может ответить, и все это слышат. Такая аудиокомната.

Как государство и общество могут помочь совместно?

1. Волонтерская помощь. Развитие волонтерских сетей для выработки системного обмена информацией между государством и представителями группы.

2. Финансовая поддержка НКО для оплаты потребностей уязвимых групп.

Помогите нам — примите участие в мониторинге мер, облегчающих положение особо уязвимых групп

Подпишитесь под открытым письмом Общероссийского гражданского форума к властям