Призывники

Почему эта группа уязвима?

  • Большое количество молодых людей и их перемещение по стране в условиях достаточно высокой плотности создают риск распространения эпидемии.
  • Высокий уровень закрытости воинских структур, недоступность информации о состоянии несущих воинскую обязанность.

    Армия закрылась, и контакты с общественностью почти невозможны, в часть не пускают, даже уполномоченных по правам человека в регионах в часть особо не пускают. И с телефонами борются, отбирают и дают раз в неделю под контролем. И общество ничего не знает про правонарушения, преступления.

Какие риски появились у группы во время пандемии?

  • Призывники весеннего призыва могут принести коронавирус в армию.

    Первая опасность, что призывники пойдут в армию и могут принести вирус в армию. И эту опасность военные понимают.

  • Во время процедуры призыва в военкомате скапливается большое количество людей.

    Процедура призыва так устроена, что в военкоматы вызывают не 135 тысяч, которые подлежат призыву, а на порядок больше.

  • Помещения военкоматов чаще всего маленькие и тесные, часто это переоборудованные первые этажи жилых домов, сотрудники и посетители которых контактируют с жильцами и другими гражданами, инфицированных нельзя оперативно отправить на карантин.

    [Призывников и сотрудников с диагностированным коронавирусом] проконтролировать и посадить на карантин нереально, потому что они просто растворяются по домам, идут назад в дома и могут заразить своих родственников… Большая опасность в том, что военкоматы станут разносчиком инфекции.

  • Для прохождения процедуры призыва необходимо личное присутствие всех призывников в военкомате, заочных призывных комиссий нет. Например, если молодой человек хочет подать заявление на альтернативную службу, то он должен принести заявление лично, хотя в законе говорится, что он может сделать это по почте.
  • Если призывник не согласен с решением военкомата, то должен обратиться в суд. На время карантина суды не рассматривают такие дела.
  • Ухудшение условий труда и дискриминация проходящих альтернативную службу в больницах, где находятся зараженные коронавирусом.

    Ребята, которые проходят альтернативную службу в больнице, сейчас работают фактически санитарами, но [в некоторых больницах] оформлены подсобными рабочими. Высокий риск заражения. Смена длится вместо 12 часов 24 часа, большая физическая нагрузка. [Призывник] прислал договор подсобного рабочего, там указано в трудовых обязанностях и перекладывание пациентов с кроватей на каталки, и транспортировка их в операционные, на обследования и т.д.

  • Низкое качество медицинского обслуживания или его фактическое отсутствие.

    Большинство наших обращений от военнослужащих касались именно оказания медицинской помощи, либо ее неоказания. Солдаты приходят в медсанчасть, им говорят: «Иди отсюда, ты косишь». Не оказывают медицинскую помощь.

  • Низкий уровень публичности информации и сокрытие руководством случаев заражения коронавирусом, что замедляет имплементацию карантинных мер.

    Звонки продолжаются, связанные с опасениями близких, что солдаты-срочники заболели коронавирусом, а это скрывается.

  • Высокие риски процедуры призыва и прохождения воинской службы подтверждаются опытом ежегодных эпидемий пневмонии в воинских частях весной.

    Стандартная история эпидемии пневмонии в воинских частях. Система охраны здоровья военнослужащих не является совершенной и не может с этими случаями справляться. И если сейчас в условиях эпидемии каких-то существенных мер принято не будет, а их, как мы видим, пока не принимают, то случаев гибели военнослужащих от пневмонии вирусной может быть гораздо больше.

Как государство может помочь?

1. Обеспечение мер по предотвращению скученности в военных комиссариатах; реализация механизма точечного призыва.

Точечно брать одного человека, проводить, не допускать скученности. Не подтверждать отсрочки, которые уже есть.

2. Отказ от призыва на военную службу до июня и указание всем регионам не начинать процедуру призыва до объявления окончания карантина.

При уменьшении сроков призыва пропорционально уменьшить количество граждан, призываемых на военную службу, внеся изменения в планы комплектования Вооруженных Сил РФ, сократив численность воинских формирований, не участвующих в противодействии распространения коронавирусной инфекции.

3. Соблюдение принципа открытости и подотчетности обществу в отношении ситуации с заболеваемостью, рисков заражения и мер, принимаемых против распространения коронавирусной инфекции. Раскрытие информации об эпидемиологической ситуации в армии и своевременное введение карантинных мер.

Как общество может помочь?

1. Работа соответствующих НКО в режиме колл-центров, онлайн-поддержка и сопровождение по призыву, прием обращений от родственников.

2. Освещение ситуации с призывниками и служащими в армии.

Роль сейчас гражданского общества в том, чтобы в первую очередь эти проблемы освещать и поднимать. Доносить их до принимающих решения.

Как государство и общество могут помочь совместно?

Проведение семинаров, тренингов по защите прав призывников с главами районов и другими представителями органов госуправления.

Что делать представителям группы?

Не посещать военкоматы до окончания отсрочки.

Помогите нам — примите участие в мониторинге мер, облегчающих положение особо уязвимых групп

Подпишитесь под открытым письмом Общероссийского гражданского форума к властям