Студенты, обучающиеся в городах, отличных от места прописки, и проживающие в общежитиях

Почему эта группа уязвима?

  • Студенты, которые:
    — лишились качественного образования;
    — находятся под строгим надзором в общежитиях или выселены из них по решению руководства университета;
    — находятся в ситуации неопределенности из-за предстоящих экзаменов, государственных экзаменов, зачетов;
    — не имеют финансовой возможности платить за обучение из-за того, что родители в период кризиса теряют источники дохода.

Какие риски появились у группы во время пандемии?

1. Риск нарушения прав обучающихся

  • Студентов выселяют из общежития в связи с коронавирусом и просят ехать домой в регионы, при этом продолжают брать оплату за проживание.
  • Введение необоснованного комендантского часа с 23 до 8 часов.

    Студентам запрещают выходить из общежития больше чем на час. И разрешают это делать только раз в день якобы для того, чтобы они соблюдали режим самоизоляции. При выходе ты должен записываться к коменданту. Он фиксирует время выхода. Если ты не возвращаешься в течение часа, тебя ждет дисциплинарка [дисциплинарное взыскание] <…> комендантский час — мера неочевидная. Кому и как она помогает от коронавируса?.

2. Повышенные риски для здоровья

  • Повышенный риск заразиться коронавирусом для тех студентов, кого оставили в общежитии, из-за плохой организации медицинского контроля. Например, студентов просят самоизолироваться в комнатах, но если человек выходил из помещения в течение дня, то его просят пройти температурный контроль в другом общежитии.

    Заставляют проходить температурный контроль. Если тебя не было какое-то долгое время в общежитии, ты обязан поехать в другое общежитие, пройти там медосмотр, сидя с другими студентами на определенном этаже возле определенных комнат с медиками, и только потом ты можешь ехать в свое общежитие.

3. Экономические риски

  • Повысились риски несвоевременной оплаты обучения для студентов, получающих образование на платной основе, из-за экономических трудностей их родителей, при этом качество образования упало.
  • Ограниченный доступ к дистанционному обучению среди студентов (нет Интернета, технической базы, один компьютер в семье, нет стабильного WiFi в общежитии).

4. Риск ухудшения качества образования

  • Некачественное дистанционное обучение, нет системного подхода, преподаватели отказываются вести дистанционные занятия или проводят их некачественно (в том числе из-за технических сложностей на стороне университета, например, из-за перегрузки серверов, отсутствия связи с преподавателем, скудности образовательного материала), что приводит к потере доверия ко всей системе высшего образования.
  • Неэффективный менеджмент образовательных услуг (где и как вести занятия, какой платформой пользоваться, как связываться со студентами, нежелание руководства университета решать проблему).

    Нужно думать про то, как максимально и без последствий для преподавателей, для студентов, без дополнительной нагрузки на них заниматься. Потому что решение унифицировать всю систему на одной платформе может привести к тому, что все будут это решение саботировать.

  • Организация процесса образования легла на плечи преподавателей, а не руководства университетов.

    Проблема еще в том, что преподаватели были поставлены в условия «Крутись, как хочешь». У них не было никаких платных аккаунтов в Zoom, да и сейчас тоже нет. У некоторых [университетов] появились платные аккаунты в Microsoft Teams — у «Вышки», например. Но не всех преподавателей это устраивает. Не всем это подходит. Плюс очевидная вещь: не у всех преподавателей есть высокоскоростной Интернет. Они и не обязаны его иметь. Никто им его не оплачивает.

Как государство может помочь?

1. Перенос защиты курсовых и дипломных работ, а также экзаменов на лето или осень.

Сейчас преподаватели обсуждают между собой, что делать с дипломами, с госами — госэкзамены вообще отменить или перенести на осень? Но встает вопрос поступления из бакалавриата в магистратуру, из магистратуры в аспирантуру и т.д.

2. Формулировка Министерством науки и высшего образования РФ позиции по перерасчету оплаты за обучение для студентов, получающих образование на платной основе.

Министерство образования должно, в конце концов, высказать хотя бы четкую позицию по этому поводу. В различных вузах ректоры заявляют: «Нет, мы не будем это перерасчитывать». Хотя всем понятно, что качество образовательных услуг очень сильно упало, а мы все платим такие же большие деньги.

3. Обеспечение студентов хорошим и стабильным Интернетом в общежитиях, а также в домашних условиях; в случае невозможности необходимо адаптировать образовательные услуги под студента (в случае с платным образованием — изменить оплату образовательных услуг) таким образом, чтобы они могли учиться дистанционно.

4. Предоставление доступа к электронным библиотекам и базам ресурсов, а также оптимизация удаленного доступа к архивам и другим источникам для студентов-историков, культурологов.

По возможности увеличить количество книг в онлайн-библиотеках и дать к ним доступ, чтобы можно было электронно получить читательский билет и пользоваться услугами онлайн-библиотек.

5. Предоставление возможности повторного прохождения части учебного материала после окончания карантина.

6. Организация практики, которая была пропущена из-за карантина.

7. Предоставление студентам, которые вынуждены уехать домой и не имеют собственных средств для приобретения компьютерного оборудования, денег на приобретение билетов и техники (например, в виде беспроцентных займов).

8. Минимизация бюрократической нагрузки на преподавателей (заполнение отчетности по организации дистанционного обучения), оптимизация использования онлайн-программ для дистанционного обучения на усмотрение преподавателя и студентов (оплата и поддержка необходимых сервисов с учетом потребностей конкретных преподавателей и студентов).

Как общество может помочь?

1. Защита прав студентов, столкнувшихся с трудностями в связи с эпидемией коронавируса.

2. Горячая линия помощи студентам, оказавшимся в сложной ситуации в связи с коронавирусом (консультативная, правозащитная и психологическая).

Большинство студентов, у которых снижается качество образования, все равно за него платят очень много денег. Или им вообще не предоставляют ничего взамен того, что они потеряли… в образовательном праве недостаточно хорошо разбираются.

3. Массовое освещение проблем студентов, обратившихся за помощью, обращение за поддержкой к СМИ.

Как государство и общество могут помочь совместно?

1. Обеспечение жильем за счет экстренного социального найма площадей в хостелах, гостиницах и т. п. Предоставления другого жилья студентам, которых выселяют из общежитий и у которых нет возможности поехать домой.

Что делать представителям группы?

1. Вебинары для преподавателей по организации дистанционного образовательного процесса.

У нас, например, активисты сейчас проводят вебинары для преподавателей. Например, с какими онлайн-платформами лучше работать.

2. Массовое освещение проблем студентов, обратившихся за помощью, обращение за поддержкой к СМИ.

Помогите нам — примите участие в мониторинге мер, облегчающих положение особо уязвимых групп

Подпишитесь под открытым письмом Общероссийского гражданского форума к властям